Невозможно отрицать влияние глобализации на культурные или социальные аспекты нашей жизни. Технологии развиваются, информация передается мгновенно из одной точки мира в другую. Даже отправить сигнал в космос не является проблемой. Хотя что уж там сигнал, если в космос регулярно летают люди, а Илон Маск даже отправил туда автомобиль.
Многовековые устои претерпевают изменения и адаптируются к современным реалиям. Многие догмы, ранее казавшиеся нерушимыми, так или иначе, проходят проверку временем. Даже человеческое тело немного меняется, подстраиваясь под новые гаджеты, изобретения и блага цивилизации. Принцип прост — адаптируйся или умри. Таков закон эволюции.
Не обошло стороной это явление и мир единоборств. Глобализация, развитие транспортного сообщения, новые способы и инструменты связи. Всё это помогает максимальному распространению информации. Это повлияло и на расширение географии единоборств, и повлекло за собой изменения, которые произошли в техниках и подходах.
Во-первых, вообще появление цветовой градации поясов. Бытует мнение, что проводить аттестации на пояса и вводить поясную систему начали именно с выходом на европейский рынок. Для самих представителей восточных культур важен путь самосовершенствования. А вот все внешние проявления считаются вторичными и отвлекающими от сути. Но, тем не менее, введение цветных поясов — состоявшийся факт.
Во-вторых, изменение цветовой градации поясов уже после введения. Более детально об этом мы говорили в нашей большой статье Система рангов в единоборствах. Изначально в айкидо первые несколько ученических степеней (Кю) обозначались белым поясом. Несмотря на успешное прохождение экзамена, цвет оби не менялся. Через какое-то время в этот принцип внесли коррективы, что позволило ученикам раньше использовать цветовую сегрегацию.
Интересные факты:
В-третьих, изменение и осовременивание техник. Япония долго оставалась закрытым островным государством, которое “варилось в собственном соку”, культивируя и развивая свои устои и мировоззрение. Но столкнувшись с европейцами, японцы начали менять и брать на вооружение многие достижения научно-технического прогресса, стараясь при этом сохранить свою национальную идентичность.
Отобразилось это и на единоборствах. Люди перестали ходить по улицам с мечами. Напасть же могли с использованием не просто подручных средств, как-то палка или бутылка, а уже и с ножами, или даже огнестрельным оружием. Что не могло не отразиться и на техниках. Равно как и появление специальных ответвлений для полицейских и армейских подразделений.
Многие боевые искусства берут свои истоки из Японии. Айкидо также входит в их число. Поэтому если уж разбираться в основах и первоисточниках, то Прикладное Айкидо своими корнями также уходит в учение Уэсибы Морихея. Поэтому и начнем наш сегодняшний разговор именно с японской части.
Как мы уже писали выше, Япония — это островное государство с очень четкой иерархией, крепкими традициями и самурайской системой управления, возглавляемой сёгуном. Период сёгуната длился в Японии несколько столетий, начиная с 12 века и до 1868 года.
Именно этот год в истории Страны Восходящего Солнца стал переломным. Тогда начался воистину исторический процесс, который называет Революцией Мэйдзи или Реставрацией Мэйдзи.
По сути, этот период продлился до 1889 года и полностью преобразовал государство. Будучи достаточно отсталой аграрной страной, Япония за два десятилетия смогла стать одним из ведущих государств мира.
Для этого понадобились титанические усилия и изменения, которые коснулись всех сфер жизни:
Это был период перехода от сёгуната к императорскому правлению. Во времена Реставрации Мэйдзи фактически происходил перелом устоев и максимальное внедрение существующих достижений западной цивилизации. Таким образом формировалось государство нового времени и японская национальная идентичность.
В этот период нас больше всего интересует военная реформа:
В этот же период вводится обязательная воинская повинность, которая не зависит от социального статуса. Таким образом, львиную часть армии теперь составляли крестьяне, которые не могли откупиться от военной службы.
И вот именно этот переход, по сути, вложил оружие, в том числе огнестрельное, в руки простых людей. И сделал обучение военному искусству прерогативой не только богатых и обеспеченных. Воинское искусство перестало быть уделом исключительно самураев. Ношение мечей в повседневной жизни начало уходить в прошлое, что не могло не отразиться на самой технике.
Не смотря на то, что Япония семимильными шагами двигалась в сторону развития и глобализации, традиции забывать никто не собирался. Даже наоборот. Реконструкция Мэйдзи вывела их на совершенно новый уровень и вдохнула новую жизнь в мир единоборств. Всё это заложило основы того, что мы можем видеть в современности.
Будзюцу, или же традиционные боевые искусства Японии, было доступно, как правило, ограниченному кругу людей. Процесс обучения очень часто проходил “за закрытыми дверями”, а представители низших сословий не могли увидеть не то, что тренировки, а хоть какие-либо показательные выступления.
Секреты будзюцу передавались несколькими способами:
Простолюдины осваивали только рабочие профессии и соответствующие им навыки.
Но с глобальным и всесторонним обновлением государства, его устоев, принципов функционирования и вектора развития, важным моментом стало правильное воспитание подрастающего поколения. И, как ни странно, основные принципы были взяты из самурайского подхода.
Необходимо было привить молодому поколению несколько качеств:
Именно эти пункты были призваны сформировать поколение, у которого были бы цели, направленные на созидание:
И для реализации всего вышеперечисленного были выбраны боевые искусства. То, что воспитывает тело, дух, тягу к самосовершенствованию и прививает правильные общечеловеческие ценности.
Ведь японцы утверждают, что с самого раннего детства нужно закладывать фундамент крепости, которая будет внутренним “стержнем” каждой личности. И стены этой крепости просты:
Убери одну — все остальные посыпятся как карточный домик. Поэтому единоборства и принципы будо и решили заложить в воспитание с самого раннего детства.
С этой целью создается Общество Воинской Добродетели Великой Японии, или же Дай Ниппон Бутокукай. Среди основателей этой организации были практически все ведущие мастера единоборств Японии, самым известным из которых по праву можно назвать основателя дзюдо Дзигоро Кано.
Организация очень активно включилась в процесс воспитания подрастающего поколения, выполнив сразу несколько функций:
Таким образом, из достаточно разрозненных школ, направлений и учений, была создана единая структура, которая занималась не только повышением квалификации всех представителей мира боевых искусств, но и продвижением единоборств не только в пределах страны, но и в пределах мира.
Таким образом, великое обновление Страны Восходящего Солнца оказало огромное влияние не только на экономическую, военную, административную, или религиозную составляющую, но и на все области в целом.
Как следствие, произошел серьёзный толчок в развитии боевых искусств, что привело, в том числе, к их признанию и распространению, а также появлению новых стилей. В этот и последующий период стоит выделить несколько основных моментов:
Все эти события являются неотъемлемой частью процессов, происходивших в тот период в Японии.
Кроме всего прочего, помимо воспитательной и воинской составляющей, появляется спортивный и соревновательный аспект, что даёт новый виток развитию и популяризации боевых искусств. Глобализация и взаимодействие Японии с окружающим миром способствуют популяризации единоборств в других странах и на всех континентах.
Одним из переломных моментов можно считать включение дзюдо в олимпийскую программу:
В 2020 на Олимпиаде в Токио, перенесенной на 2021 год из-за пандемии коронавируса, впервые должно было быть представлено карате.
Но не все единоборства пошли по соревновательному пути. Основатель Айкидо, Морихей Уэсиба, создал своё направление, в котором полностью отсутствуют любые состязания, как противоречащие сути этого единоборства.
Айкидо, в понимании и трактовке основателя, это некий синтез боевого и духовного аспектов, основанных на религиозных убеждениях самого Уэсибы Морихея. Одной из целей создания классического Айкидо было появление боевого искусства, которое помогло бы защитить от травмирования не только защищающегося, но также и нападающего. Более глубокая работа, направленная всё на то же самосовершенствование, уважение и созидание. На самом деле — это тема для целого и продолжительного разговора, поэтому мы обязательно посвятим ей отдельную статью.
Таким образом, создав Айкидо, сам О-Сенсей запретил проведение соревнований, как противоречащих сути направления. Что, впрочем, совершенно не мешает многим школам и федерациям их проводить. Более детально мы разбирали эту тему в статье Соревнования в айкидо: за и против.
Но, вне зависимости от того, как поступают федерации сейчас, переоценить вклад Айкидо в популяризацию боевых искусств крайне сложно. Ведь этот стиль имеет огромное количество последователей по всему миру.