Научите детей ошибаться

Научите детей ошибаться

Родители всегда хотят для своих детей только самого лучшего. Дать лучшее образование. Научить всему, что знают и умеют. Оградить от ошибок и неприятностей. Это правильно. Так и должно быть. Но есть один важный момент. Обязательно нужно дать детям возможность ошибаться. Да, мы искренне в этом убеждены. Ведь именно ошибки являются важной составляющей роста.

Всё, что происходит с нами в жизни дает нам опыт. Негативный, позитивный в данном случае вопрос вторичный. Главное, что из любой ситуации мы можем научиться извлекать какие-то уроки, которые в дальнейшем могут нам пригодиться в жизни.

Конечно, с точки зрения родителя, главная цель которого растить и оберегать, хочется максимально оградить свое чадо от каких-то негативных моментов. Хочется вырастить сильного, уверенного в себе человека. Способного справляться с трудностями. Уверенно выносящего любые невзгоды.

В одной из предыдущих статей мы уже говорили о важности поддержки родных и близких. Для любого человека, а особенно для ребенка, важно научиться проходить и переживать какие-то неудачи. И здесь тоже решающую роль играет отношение к ситуации тех, кто рядом.

Ошибаются все. Все ли это признают?

Мы все люди. Соответственно, мы ошибаемся. Но как мы относимся к своим ошибкам? Есть несколько моделей поведения:

  • Кто-то предпочитает их просто игнорировать. В результате чего, люди снова и снова ”наступают на одни и те же грабли”. Ведь, если не признавать ошибку, то невозможно сделать из неё выводы и попытаться исправить причины и действия, которые повлекли её появление.
  • Некоторые люди смело признают свои ошибки, разбирают ситуацию, анализируют, делают выводы и получают бесценный опыт. Будем честны, свой опыт всегда запоминается лучше, нежели любой совет со стороны.
  • Но бывают случаи, когда человек, боится признать свою ошибку. Не то чтобы не хочет. А именно боится. И вот здесь уже начинаются различные варианты поведения, от попыток обвинения других до боязни совершить какое-либо действие, в страхе допустить ошибку.

Таковы, пожалуй, основные модели поведения. Уверены, что каждый сталкивался с их проявлениями в жизни. Но сегодня давайте попробуем разобраться, как могут возникать такие прецеденты, и как научить ребенка принимать решения, делать выводы и не бояться этого. Ведь все взрослые когда-то были детьми. А та модель поведения, которая выработалась у нас в детстве, как правило, сохраняется с нами в течении всей жизни.

Игнорирование, отрицание и принятие — как быть?

Так или иначе, каждый из нас сталкивался с людьми, которые не замечают своих ошибок. Можно списывать это на отсутствие критического мышления. Можно попробовать оправдать не сформированными причинно-следственными связями. Они, кстати, формируются уже в раннем детстве. Можно считать это безразличием. Но есть люди, которые искренне не замечают своих ошибок. При этом продолжают поступать аналогично в схожих ситуациях и даже искренне удивляются схожему итогу.

Несомненно, вы встречали в жизни людей, которые категорически отказываются признавать свои ошибки. С пеной у рта готовы доказывать свою правоту. А любую попытку указать на ошибку, воспринимают исключительно как личную смертную обиду и желание уязвить или унизить.

Есть и противоположное проявление — нерешительность. Человек боится или не хочет не просто признать свою ошибку, а даже совершить любое действие, которое может допустить ее появление.

Но это реакции взрослых людей. Они для нас более привычны. Мы можем вспомнить так или иначе людей, с которыми сталкивались в своей жизни. Но все эти поведенческие модели в большинстве своём формируются в детстве.

Мы в нашей тренировочной практике сталкивались с детьми, которые приходят и не знают, как справиться с собственными ошибками. Не знают, как реагировать на попытку помочь и поправить. Не допускают даже самой мысли о том, что они могут быть неправы.

В первую очередь им самим очень сложно и тяжело. По той простой причине, что любая попытка помочь, поправить, подсказать, воспринимается как обида, потому что в системе ценностей ребенка не заложена возможность ошибки. А если и заложена, то воспринимается это как трагедия. Иногда доходит даже до слёз, когда что-то не получается сразу. Некоторые считают, что всему можно научиться с одной тренировки или с одной попытки.

Несомненно, у каждого свой характер и свои особенности. Кому-то что-то дается легче, кому-то необходимо больше времени. И реакции у всех разные. Но так или иначе, мы все ошибаемся. И в этом нет ничего ужасного, всё зависит от того, как мы реагируем и как реагируют те люди, которые находятся рядом с нами.

Ругать, поощрять или поддерживать?

Как правило, личная реакция вырабатывается вследствие реакции окружающих. Родители априори имеют неограниченный кредит доверия от ребенка. И их мнение очень долгий период времени является самым важным и неоспоримым.

Если критиковать и ругать ребенка за ошибки, то это может очень сильно повлиять на его самооценку. И повлиять далеко не самым лучшим образом. Это вряд ли закалит его характер. Со временем со стороны, несомненно, будет казаться, что человек владеет собой, что он невозмутим и переносит критику и любые замечания с легкостью. Но на самом деле, критика и ругань очень сильно подрывают уверенность в себе. И тогда даже малейшее, пусть и конструктивное замечание или помощь, будет восприниматься как оскорбление, а не попытка помочь.

Невозможно гармонично развиваться и быть уверенным в себе ребенком, если тебя всё время жестко критикуют. Со временем и взрослением это перерастает в неврозы и тотальную неуверенность в своих силах, даже если человек кажется со стороны благополучным и успешным. Но при этом не может справиться с трудностями.

Другой вариант отношения к ошибкам — тотальная похвала за успехи и поиск этих самых успехов даже среди будничных вещей. Чувство гордости и бурные овации за то, что:

  • ребенок сам обулся (но не первый и не второй раз в жизни, а в возрасте 7 лет к примеру);
  • донес мусор до урны;
  • сделал домашнее задание;
  • поставил грязную посуду в раковину или даже помыл её.

Это будничные дела, на которые иногда мы можем видеть такую реакцию, словно ребенок пробился в олимпийскую сборную и едет представлять свою страну.

Успехи невозможны без ошибок, как и ошибки без успехов

Казалось бы ошибки и успехи разные вещи, но они редко идут отдельно. Мы сталкивались с ситуациями, когда дети уверены в своей идеальности и безупречности. Когда они даже не допускают возможность появления ошибки. С кем угодно, но только не с ними. Уверенный в себе ребенок это прекрасно. Но чрезмерная самоуверенность скорее вредит, потому что так или иначе все мы допускаем какие-то огрехи в процессе обучения. И если нас поправляют, то это нормально и цель в том, чтобы научить делать правильно.

Но каково ребенку, который изначально настроен и воспитан так, что он с первого раза всё делает правильно? Даже если это так. Даже если он хватает на лету. Но воспитан с чувством тотального превосходства над остальными и собственной уникальности. И когда тебе говорят, что чтобы было еще лучше, нужно сделать немного не так, то это воспринимается не как помощь. А совершенно по другому:

  • как попытка показать, что ты неправ;
  • как оскорбление;
  • как попытка унизить и т.д.

И это очень большой удар по уверенности ребенка. Хотя уместнее сказать даже самоуверенности. В своей жизненной парадигме он даже не допускает возможности быть неправым. И это осложняет его обучение. Потому что исправить ошибку невозможно, не признав её.

В конечном итоге это играет злую шутку, потому что малейшая попытка научить, подсказать и помочь встречается слезами, а временами даже истерикой.

Поддержать, найти и исправить

Но есть и третий вариант развития событий. Хвалить, поддерживать и помочь научиться ошибаться и признавать свои ошибки.

  • Если ребенок демонстрирует успехи — поддержите и похвалите. Но родительская любовь не должна быть призом за достижения. Она должна быть безусловной.
  • Если ребенок ошибается, покажите где именно. Помогите найти ошибку. Помогите её разобрать, выяснить причину появления, а также найти решение и выход из ситуации.

Покажите ребенку, что ошибаться не страшно. Расскажите о том, что допускать ошибки свойственно человеку. Главное уметь их признавать и делать выводы. Тогда с ними можно справиться. Покажите, что поддерживаете его в любой ситуации. Детские ошибки не страшны. Их масштабы несоизмеримы с теми промахами, которые могут допустить взрослые. Их очень легко исправить. Но краеугольный камень этого всего — отношение родителей к вопросу и, как следствие, отношение ребенка.

Но в то же время, не пытайтесь самостоятельно всё исправить. Этот путь необходимо пройти. Научиться не только признавать, но и исправлять свои ошибки, не ожидая, что это сделает кто-то другой.

Если вы будете поддерживать и помогать найти выход и решение, то можете быть уверены, что когда возникнет более сложная ситуация, ребенок придет к вам за помощью и поддержкой.

  • Если критиковать, то ребенок, а со временем уже подросток и взрослый человек, скорее предпочтет утаить или замять историю. В надежде, что она решится сама собой. И хорошо если так. Но ведь бывают ситуации, когда ошибка как снежный ком приводит к большой проблеме.
  • Не очень приятная история возникает и когда родители самостоятельно пытаются исправить любую ошибку ребенка. Тогда возникает уверенность в том, что родители могут всё исправить сами, а если они этого не делают, то только потому, что не хотят, а не потому, что уже не могут помочь. И это также может привести к крайне неприятным последствиям.
  • Самый правильный, по нашему убеждению способ избежать этого всего научить признавать, принимать и исправлять. Но учить этому всегда нужно в кругу семьи.

Если ребенок допустил ошибку, то не стыдите его при посторонних. Не отчитывайте и не осуждайте. Поддержите, встаньте на его сторону в сложной ситуации. И разберите ее с глазу на глаз. Без посторонних. Помогите найти выход:

  • если нужно — извиниться перед тем, кого обидел;
  • если что-то сломал — починить;
  • если рассыпал или разлил что-то — убрать.

Не пытайтесь исправить эту ошибку или проступок самостоятельно. Научите быть самостоятельным ребенка. Но дайте ему уверенность в том, что его любят и поддерживают. И тогда, когда возникнет ошибка с которой ему действительно сложно будет справиться, он придет за советом к вам. Придет, зная, что выслушают, поддержат и помогут найти решение. Решение, которое поможет ему самому исправить свою ошибку.

Все эти нехитрые шаги помогут вам вырастить уверенного человека, который не боится принимать решения и, что самое важное, уметь нести за них ответственность. Немаловажный фактор в воспитании играют тренировки. Ведь спорт и боевые искусства закаляют характер. И мотивируют становиться лучше с каждым занятием. Если Вы решите записаться на пробную тренировку в нашем Клубе, мы будем рады видеть вас на татами. Всю контактную информацию, адреса залов и актуальное расписание можно найти здесь.